Тюз Тепсеу — танец знакомства. Часть вторая.

Тюз Тепсеу — танец знакомства. Часть вторая.

Карачаево-балкарские танцы: Тюз Тепсеу.

Часть вторая.

Совершались обряды перед началом сенокоса для того, чтобы вызвать хорошую погоду для осуществления сенокоса и чтобы трава была густой. Эти обряды в обязательном порядке сопровождаются танцем «Тюз тепсеу». Также были и жертвоприношения в честь Чоппа ( божество). Ему подносили коз и баранов, шкуры которых развешивались и они висели до окончания сенокоса.
Косарями произносились различные просьбы о том, чтобы трава была очень густой, словно шерсть животных, принесённых в жертву. Вокруг флагов исполнялся «Тюз тепсеу». Перед тем, как выйти косить сено, ульи не трогали, поскольку считали, что будет дождливый сезон. Для того, чтобы вызвать жаркое лето, возле реки разводились очень большие костры. Этот танец исполнялся до изнеможения, чтобы вызвать благосклонность богов. После того, как сенокос был завершён, вертикально ставился шест, на его конце крепили небольшой пучок травы с той целью, чтобы скирда имела такую же высоту. Возле данного шеста молодёжь танцевала танец «Тюз тепсеу». Косари и жнецы также совершали обряды.

Во время посева и прополке шляпы из войлока окропляли водой для того, чтобы всходы имели достаточное количество влаги. После того, как посев был завершён, устанавливали пугало для охраны посевов от различных птиц. После того, как появились всходы, пугало меняли на другое, которое отпугивало кабанов. Эти действия сопровождал «Тюз тепсеу».

Во время праздника урожая также исполнялся «Тюз тепсеу»: на гладкий шест вешали груши, яблоки, лук, орехи, чеснок, чтобы их можно было достать. Затем юноши старались с закрытыми глазами долезть до вершины шеста и взять приз. Кому это удавалось, то отдавал приз той девушке, которая ему нравилась. Девушка в ответ дарила платок или же выходила танцевать «Тюз тепсеу». В зависимости от приза, предсказывалось, какая у юноши будет жена. В том случае, если яблоко было кислым, то у юноши должна быть жёсткая жена, если сладким, то жена не будет изменять, если лук, то жена будет сварливой, если чеснок, то злой.

Если женщина беременна и должна скоро родить, то в этом случае проводится общественный обед, после которого юноши и девушки танцуют «Тюз тепеу» для лёгкого прохождения процессов родов. Этот танец начинают в медленном темпе, постепенно переходя в танцы «Асланбий» и «Тегерек». Два последних танца исполнялись уже после появления на свет ребёнка. Женщины, которые были бесплодными, брали куклы на руки и также танцевали «Тюз тепеу». Это делалось в надежде на скорую беременность.

«Тюз тепеу» исполнялся и тогда, когда за невестой отправлялись дружки. В процессе танца каждой парой осуществлялась имитация молодожёнов. В момент проезда возле камней Байрым, Тейри, Ащтотур и прочих свадебная процессия останавливалась для осуществления танца «Тюз тепеу».

У невесты в доме также при встрече жениха танцевали «Тюз тепеу». Сторона невесты выбирала лучшего танцора из дружков жениха, чтобы тот станцевал сольный номер. В том случае, если дружку давали полную чашу с бузой, то он должен был танцевать с этой чашей на голове. В том случае, если проливалась хотя бы капля, то танцор выплачивал штраф тому, кто дал ему эту чашу. Следует отметить, что немного находилось смельчаков для танца с чашей на голове. Такой танец требовал очень длительной тренировки. Талантливые танцоры использовали для танцев не одну, а целый три чаши, за что они получали призы: кинжал, бурку, лошадь и прочие.

1…2…Следующая страница

Комментарии закрыты.