Индийские классические танцы

Индийские классические танцы. Публикации.

Индийский танец
индийские танцы

Индийские танцы, возможно, самое экзотическое направление восточных танцев в Европе, стали набирать популярность благодаря так называемому «Боливуду» — фабрике по производству индийского кино. Сами по себе, индийские танцы давно привлекали внимание путешественников и случайных свидетелей этого прекрасного действа, но по-настоящему показать всю свою красоту получилось лишь посредством их присутствие в кинолентах.

В Индии первым начал танцевать Шива, один из божественного тримурти. Шива Натараджа танцевал первый в истории Вселенной танец, одновременно созидая и разрушая. Так, вобщем-то, и появилась эта самая Вселенная. Шива научил искусству танца жрецов-брахманов, поэтому изначально всем ныне известный индийский танец исполнялся исключительно во время религиозных церемоний.

Для закрепления и определения строгих канонов танцевального искусства было написано несколько трактатов, самым известным из которых является «Натья шастра», а излюбленными сюжетами для постановки танца стали сцены из эпосов «Махабхарата» и «Ригведа».

Индийский классический танец – зрелище совершенно уникальное и удивительное в своём роде, настолько чёток и гармоничен язык тела танцора или танцовщицы. Сложное и согласованное взаимодействие шеи, ног, рук, корпуса, мимики и жестов – это целый рассказ или даже поэма, жизнь, полная эмоций и впечатлений. Всё, что танцор не может прилюдно выразить в обычной жизни: страх, боль, гнев, радость, печаль, безмерная любовь и глубокое горе, он должен показать своим танцем.

Классическими признаны восемь стилей индийского танца: бхаратнатьям, кучипуди и катхакали на юге, катхак на севере, одисси на востоке, саттрия и манипури на северо-востоке страны. Кроме этих стилей существует ещё несколько фольклорных разновидностей, исполняемых бродячими танцорами во время ярмарок и праздников, и «киностиль», характерный для большинства болливудских фильмов.

Самый известный из стилей индийского танца – это бхаратнатьям. Танцовщица должна обладать хорошей физической выносливостью, потому как долгий танец-повесть исполняется в довольно глубоком приседе, то есть на полусогнутых ногах. В качестве аккомпанемента – музыка с юга Индии – карнатак, колокольчики на запястьях и щиколотках исполнительницы и речитатив специального актёра, определяющий ритм танца. Кучипуди более лиричен и даже кокетлив, и появился примерно в пятнадцатом веке как вид народной музыкально-театральной драмы. Одисси тоже мягок, но посвящён чаще всего сказанием о боге-пастухе Кришне и гипертрофированно эмоционален. Катхак, как наиболее лёгкий для изучения (потому, что исполняется на несогнутых ногах) очень популярен среди неиндийцев во всём мире. Все остальные стили достаточно молоды и практически неизвестны за пределами Индии.

индийские танцыиндия