Тюз Тепсеу — танец знакомства. Часть первая.

Тюз Тепсеу — танец знакомства. Часть первая.

Карачаево-балкарские танцы: Тюз Тепсеу.

«Тюз Тепсеу» (танец знакомства) — танец, который исполняли практически на всех праздничных мероприятиях. В древности в этом танце принимало участие много людей, если этот танец был обрядовым. Варианты этого танца, связанные с обрядами, имели строго определённую последовательность танцевальных движений, без импровизации. Нарушители данной последовательности обычно покидали круг. Обрядовые варианты данного танца танцевали и юноши, и девушки, которые образовали пары между собой.

тюз тепсеу

Согласно народным поверьям, если данный танец исполнять непосредственной перед посевными работами в эротическом аспекте, то это будет способствовать росту урожая. Один из парней надевал маску Алтын Сардар (золотой баран) и начинал исполнять различные движения эротического характера непосредственно перед девушкой. На пахоту обычно приводили беременную женщину, которая шла впереди быков, а пахарь шёл за плугом и кричал: «сабан семиз болтун, мирзеу кёп болтун» (фраза, в которой провозглашали богатый урожай и плодородную землю). По народному поверью, беременная женщина могла оказать влияние на урожай и плодородие земли. Кроме того, тарами были установлены на хорошо просматриваемом месте различные куклы, изображавшие женщин и мужчин. Вокруг этих кукол исполнялся «Тюз тепсеу», знаменуя собой свадьбу перед началом пахоты. Вокруг импровизированных молодожёнов, роль которых выполняли симпатичные парень и девушка, исполнялся данный танец. Также этот танец исполняли вокруг плуга, повесив на его ручки шапку и платок из овечьей шерсти, которые служили символом богатого урожая. Этот танец могли исполнять и вокруг обычной лопаты, которая устанавливалась в вертикальном положении и её обматывали платком, а затем надевали шапку из овечьей шерсти. Танец «Тюз тепсеу» мог быть исполнен и вокруг быка, которого предварительно украшали различными лентами. Один рог быка был завязан платком, а на второй надевали шапку.

Перед тем, как погнать скот на пастбище летом, совершались определённые обряды с целью предотвращения болезней у приплода, а также от атак на скот диких животных, от несчастных случаев и т.п. Баран-производитель был облачён в шапку, а на овцу надевался платок. Бурка надевалась на посох, который устанавливался в вертикальном положении. Платок и шапка надевались на козла –вожака, а потом этого козла водили по дворам села. Каждому жителю села был пожелания множества скотины и сбережения приплода. Осуществлялся обмен посохами, бурками и башлыками между пастухами. В завершении данного обрядного действия происходило исполнение танца «Тюз тепсеу». Непосредственно этот танец исполнялся чабанами вокруг посоха на пастбище. Довольно часто этот танец исполнялся с обращением к богам. В то время, когда скот отводили на зимнюю стоянку, воздвигался флаг, на котором была изображена голова божества, а вокруг флага исполняли данный танец, чтобы вернуться с пастбищ без приключений.

1…Следующая страница